Вот как чувствовал, что она мне пригодится и поэтому держал под рукой. Я говорю о книжке выдающегося грузинского историка и публициста, академика Бондо Арвеладзе «”Армянские” или Грузинские церкви в Грузии?!» https://iberiana.wordpress.com/armenia-georgia/arveladze-cerkvi/ . И действительно, не долее как вчера 13 января 2015 года поступило сообщение, что Армения намерена отсудить у Грузии около 450 церквей http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Armeniya-namerena-otsudit-u-Gruzii-okolo-450-tserkvey. html . Многие за пределами Кавказа наивно полагают, что у армян тёрки только с турками и азербайджанцами, которых в Ереване тоже именуют турками, только закавказскими. В Европе и России сие воспринимается в контексте вековой, как им кажется, борьбы Христианства и Ислама, и симпатии большинства христианской общественности невольно склоняются на сторону армянских единоверцев.
https://img-fotki.yandex.ru/get/15506/32225563.db/0_ce007_51cd0648_orig
Вид на городскую цитадель Тифлиса ― неприступную крепость Нарикала с восстановленным на её территории храмом Св.Григория XIII века
Как бы не так. Христианская, более того православная в отличие от армянских монофизитов, Грузия страдает от хайского соседства ничуть не меньше мусульман. Просто грузины в силу природной скромности меньше говорят об этом. Впрочем, споры о принадлежности храмов и других культовых построек между Грузинской Православной церковью (ГПЦ) и Армянской Апостольской (как ошибочно считают армяне) или, как её в Российской империи правильно называли по имени действительного основателя (не имевшего никакого отношения к апостолам), Григорианской церковью (АГЦ) идут давно. Но они по негласной договорённости не выходили за рамки узких клерикальных и академических кругов, почему широкой огласке не предавались.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16191/32225563.db/0_ce00a_6bf07a68_orig
Грузинская церковь Квемо Бетлеми ― Нижний Вифлеем
Однако же недаром многие наблюдатели называют АГЦ застрельщицей всех армянских экспансионистских авантюр. Стоило бывшим советским закавказским республикам получить независимость, как в умах приверженцев обеих упомянутых церковных деноминаций тут же началось брожение. Политики в Ереване не замедлили им воспользоваться, и вот уже на полном серьёзе правящая на тот момент Дашнакцутюн обсуждает вопрос, какую из так называемых “исторических армянских земель” ― азербайджанский Карабах или грузинский Джавахк отвоёвывать в первую очередь, а в период правления Гамсахурдиа нередки были рейды армянских боевиков на территорию Грузии, о которых обе стороны предпочитают не вспоминать https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&ved=0CFQQFjAI&url=http%3A%2F%2Fwww.mns.gov.az%2Fimg%2F11189713-9h9gy.doc&ei=TitRVKuaJMmVaou1gqAL&usg=AFQjCNGGR6F7kxKLJSK_EeZgZvIqc6GqSw&sig2=VStgyXK6w09KnQ1VlKGG9A&bvm=bv.78597519,d.d2s&cad=rjt .
https://img-fotki.yandex.ru/get/16130/32225563.db/0_ce00b_863ce947_orig
Если Вы помните, я неоднократно утверждал http://kavkaztimes.com/?p=2902 , http://kavkaztimes.com/?p=2972 опасность армянского вторжения в Грузию по типу Армяно-Грузинской войны 1918 г., однако время идёт, а боевых действий всё нет. Почему? Во-первых, свою стабилизирующую роль играет нарождающийся военно-политический оборонительный Южно-Кавказский союз Азербайджан-Грузия-Турция. А во-вторых, Украина. Армяне, при всей своей напускной воинственности, трусы, они никогда не выступали и не выступят без поддержки России, а Россия теперь занята на украинском фронте. Не то чтобы у Москвы там не было успехов, но всё идёт далеко не так гладко, как первоначально предполагали в Кремле, так что второй фронт в Закавказье страна просто не потянет.
https://img-fotki.yandex.ru/get/15593/32225563.dd/0_ce051_78d1b82c_orig
Грузинская церковь Земо Бетлеми ― Верхний Вифлеем
Но нападение на Грузию ещё совершится, будьте благонадёжны. После того как Россия сломила сопротивление Белоруссии с Казахстаном, и Армения вступила-таки в ЕАЭС, на повестку дня выходит насущная необходимость объединения территорий, о которой близкие Кремлю круги болтали уже давно http://www.turkist.org/2013/12/georgia-armenia.html и http://www.turkist.org/2014/01/georgia-rus.html . А сделать это можно только расчленив Грузию, чтобы по трупам грузинских воинов проложить территориальный мостик между двумя хищниками ― русским медведем и армянским шакалом. Вот почему самые оголтелые националистические армянские круги, близкие епархиям АГЦ, начинают вести себя всё наглее, откровенно вызывающе. Армянство ищет casus belli для “священной войны” с Грузией и, кажется, оно его нашло.
Почему я назвал предстоящую войну священной? Да потому, что ещё в 1918 г. григорианские священники благословляли армянских боевиков убивать грузин, используя кинжал вместо креста. И они убивали, варварски отрезая головы грузинским солдатам, как дикари https://iberiana.wordpress.com/armenia-georgia/1918-1920/5-6/ . Это для остального христианского мира армяне “единоверные”, потому что надо получать военную и материальную помощь, дипломатическую и моральную поддержку. Но как только встаёт вопрос об экспансионистских интересах так называемой Великой Армении, звериный оскал хайской ереси монофизитства немедленно предстаёт перед православными жертвами очередной армянской авантюры.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/32225563.dd/0_ce052_532f7a8f_orig
Понимая бесперспективность рассмотрения спора о принадлежности культовых памятников в церковных инстанциях, как и в академических кругах, армяне решили перевести свои претензии в плоскость культурного наследия в рамках ЮНЕСКО. Эта организация в последние годы идёт на поводу у армянских притязаний, рассматривая причисление к армянскому наследию азербайджанских лаваша, долмы, ковров, так что вопрос с грузинскими церквами вполне может также прокатить в этом гнезде реализации армянских навязчивых идей. Для людей искушённых в армянском вопросе очевидно, что обращение в ЮНЕСКО ― лишь первый шаг по "фиксации" проблемы на международном уровне. Дальше последуют обращения в Совет Европы, его специализированные структуры и так далее, внесение исков в международные судебные инстанции. А после официального присуждения храмов армянским епархиям, последние, как это уже бывало неоднократно, превратятся в рассадники армянского экстремизма и сепаратизма, станут язвами, разъедающими тело Матери-Грузии.
http://img-fotki.yandex.ru/get/4900/synthart.1e/0_37279_91e7c98f_XL.jpg [в ленту новостей]
История знает немало примеров, когда АГЦ не только вела подрывную проповедь, но складировала в храмах и на погостах оружие и взрывчатку, давала приют и укрытие террористам, т.е. занималась активной антигосударственной деятельностью. Ну а дальше… Все так называемые национально-освободительные армянские войны начинались с внутреннего хайского мятежа в стране пребывания, вслед за которым происходило внешнее вторжение. Так было в Болгарии 1877 г., Турции 1915 г., Азербайджане 1988 г. Так будет и в Грузии, и процесс уже пошёл.
https://img-fotki.yandex.ru/get/15530/32225563.dc/0_ce011_58607e3_orig
В доказательство приведу ряд выдержек из упомянутой в начале статьи книги грузинского академика Бондо Арвеладзе, который отнюдь не занимает антиармянской позиции, но, как и прочие жертвы армянского экспансионизма, вынужден защищать национальные интересы перед лицом хайской агрессии. Наши ремарки к тексту, как всегда, будем обрамлять операционными скобками I.R. ― R.I. или /I.R. ― R.I.\, если комментарий не выходит за пределы абзаца.
https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/32225563.dc/0_ce010_163a9bd7_orig
… В этой статье /I.R. фактически это книга R.I.\ мне придется предать гласности и оспорить «плоды трудов» некоторых армянских ученых, но это продиктовано желанием укрепить и углубить братство, а не подвергнуть кого-то нападкам. Факт, что некоторые армянские ученые не проявляют дружественных чувств и, будто бы проникнутые сугубо научными интересами, вооружившись пером, ведут натиск и претендуют на исконно грузинские земли. Недостойные поступки армянских ученых такого типа, явление не новое, а старое, но закрывать глаза на подобное «творчество» равносильно забвению светлой памяти предков. Это никому не простительно, особенно же потомкам. Пример тому дал нам великий Илья Чавчавадзе, со всей остротой высказавший правду об общественном недуге и оставивший нам «Вопль камней» [http://www.amsi.ge/istoria/somx/kamni.html ].
https://img-fotki.yandex.ru/get/15507/32225563.dd/0_ce0fa_2d1049b6_orig
Грузинская церковь Земо Бетлеми
После него некоторые армянские ученые, казалось бы, должны были одуматься и стать на путь истины, но вышло не так, а наоборот, они еще более активизировались и продолжили нападки на Грузию. /I.R. Всё дело в том, что армянские пришельцы никогда не рассматривали своё отношение к автохтонным грузинам в контексте кавказского братства, христианского милосердия и человеческого сострадания. Пиявка отнюдь не расположена воспринимать свой пищевой субстрат как друга или брата, и, если последний погибает от потери высосанной из него крови, то паразит просто переползает на следующую жертву. Такая разница в подходах и привела к обармяниванию многих грузинских храмов, а в ряде случаев фактическому изгнанию коренного грузинского населения целых более или менее обширных областей. R.I.\
https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/32225563.dc/0_ce01a_e2f9f2b5_orig
Неумолимое течение времени поставило все на свои места и как бы покрыло пеплом забвения, но оказалось, увы, что ядовитый побег набирал понемногу силу и в 40-е годы XX в. дал плоды, взрастил активных наследников. Ничтоже сумняшеся они объявили Тао-Кларджети /I.R. исконная область Грузии, как и Самцхе-Джавахетия, которую в Ереване обармянили в Джавахк R.I.\ и его зодчество армянскими. И кого побудили высказать эту галиматью? Русского Токарского. Это их старый, испытанный способ. Вспомните, что они вынудили написать в XIX веке европейских путешественников и ученых о Грузии и грузинах. Чего стоит хотя бы история француза Кутуля /I.R. который, будучи корреспондентом влиятельной французской газеты «Temps», под действием армянской мзды фактически объявил армян самой активной нацией на Кавказе, а Грузию частью Великой Армении http://www.amsi.ge/istoria/somx/kamni.html R.I.\.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16185/32225563.dc/0_ce01e_c7f99db2_orig
Ознакомить более или менее полно с «деятельностью» подобных ученых и журналистов здесь не представляется возможным, но прежде чем перейти к основной теме, нельзя не сказать хотя бы нескольких слов об одном современном исследователе подобного типа. Это доктор исторических наук П.Мурадян. Его энергичная и неутомимая антигрузинская деятельность известна. Вначале он арменизировал все грузинские географические названия и топонимы, оканчивающиеся на /ис/ /I.R. форма Родительного падежа в Грузинском языке, часто имеющая окраску принадлежности ― Чей? R.I.\, а когда этому «открытию» не доверились, переключился на Мцхетский Джвари и поднял шумиху вокруг того, что он, мол, построен армянином Тодосаком, и т.п. Конечно, грузинские ученые (акад. В.Беридзе, акад. М.Лордкипанидзе, акад. И.Абуладзе и др.), и не только они, дали достойный ответ, но он и ухом не повел, как говорится, об стенку горох, продолжил свое. Вот и доказательство: известный грузинский ученый Калистрате Салиа в одном из посланных из Парижа писем отмечал: «Паруйр Мурадян опубликовал на французском языке в «Ревю дез этюд армениен» статью о Мцхетском Джвари. Напечатал не оригинал армянской надписи, а сфотографированную его другом армянскую надпись напечатал красиво выведенными буквами. Ополовинил пьедестал, дабы сказать, что не было места. Поэтому я и опубликовал все три армянские надписи. Потом сложилось так, что заинтересовавшиеся ученые заявили: П.Мурадян допустил неслыханную в науке фальсификацию». (Подчеркнуто нами. Б. А.) (Газ. «Комунисти», 1990, 7 октября).
https://img-fotki.yandex.ru/get/16102/32225563.dc/0_ce020_9b220549_orig
Барабан церкви Земо Бетлеми
I.R. Здесь позволю себе заметить, что у критиков армянских фальсификаций, вне зависимости от их национальной принадлежности, вполне достаточно исторической фактологии и научной убедительности, но хайские мошенники от науки берут пропагандистским нахрапом и массовой рекламой своих измышлений. Здесь есть ещё над чем поработать государственным PR-службам соответствующих стран. R.I.
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/17918/32225563.dc/0_ce021_c4e4c3c9_orig
Такую плотность храмов в городской застройке, пожалуй, трудно найти где-либо ещё
Вот почему выскоблил, подрисовал, приукрасил и опубликовал затем в Париже армянскую надпись Мцхетского Джвари г-н П.Мурадян. Слава Богу, благодаря г-ну К.Салиа фальшивка сразу была выявлена и обнаружена, а «героические деяния» стали известны и зарубежным ученым. /I.R. Вообще выламывание первоначальных древних грузинских и албанских надписей с заменой их более поздними армянскими является характерной повадкой армянских разбойников, о чём мы уже писали http://vesti.az/news/211751 R.I.\
https://img-fotki.yandex.ru/get/15551/32225563.dd/0_ce0b4_493c6aa6_orig
Вид на Куру, храм в Метехи, и на заднем плане современная церковь ― Цминда Самеба, главный кафедральный собор Грузинской православной церкви
В подобных делах г-н П.Мурадян не одинок. Его поддерживают и некоторые другие армянские исследователи. С этой стороны «отличилась» действующая в г. Ереване организация по исследованию армянской архитектуры. Эта организация в 1992 г. выпустила цветной буклет «Ахалкалак» на армянском, русском и английском языках. Исходя из его содержания, Ахалкалаки /I.R. который переводится с грузинского как Новгород R.I.\ ни больше ни меньше как древний армянский город. Акад. Р.Метревели, проф. Н.Шошиашвили и другие дали достойный ответ. Но тем не менее эта организация упрямо продолжает свою сомнительную деятельность и намеревается выпустить аналогичные буклеты о Цкалтбили, Самшвилде, Баралети, Ахалцихе и других местах и памятниках исторического значения. Ныне же эта организация уже опубликовала в Ереване карту-справочник «Армянские церкви в Грузии», 1995, на армянском языке. Автор г-н Самвел Карапетян.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16100/32225563.dd/0_ce0b3_eb5363f2_orig
I.R. Подумайте сами, 1995 год. Армянские орды только что одержали мнимую победу в Карабахской войне. Тот факт, что захват чужой территории целиком и полностью обеспечила Россия, как-то моментально выветривается из воспалённых армянских мозгов. Естественно что сошедшая с ума в нацистском угаре хайская банда пребывает в твёрдой уверенности, что ей всё по плечу. «Карабах взят, очередь за Джавахком, как и было первоначально задумано, а там и до Тбилиси ― будущей столицы Великой Армении дойдём,» ― так рассуждают в Ереване и деятельно начинают готовить почву для вторжения в Грузию. Издание упомянутой карты-справочника эпизод в готовящейся трагедии, потому что не армянские церкви, мнимые и действительные, указаны на территории пока ещё независимой Грузии, а болевые точки проникновения гнойной заразы под названием мировое армянство. R.I.
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15570/32225563.dc/0_ce02e_b9d9d922_orig
Восстановленная древняя грузинская церковь Св.Григория XIII века
Переходя к разбору достоинств и недостатков карты-справочника, хочется отметить еще одно. По нумерации ее списка, армянских церквей в Грузии 638, в аннотации же отмечено 650. Я не знаю, это несоответствие случайный минус или желание автора. /I.R. Так что упомянутые в недавнем враждебном выпаде духовного предводителя армян Грузии, главы епархии Армянской Григорианской церкви Вазгена Мирзаханяна 450 якобы армянских церквей http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Armeniya-namerena-otsudit-u-Gruzii-okolo-450-tserkvey.html ещё не предел R.I.\
https://img-fotki.yandex.ru/get/15500/32225563.dc/0_ce032_a74b554c_orig
А сейчас об одном «открытии» г-на С.Карапетяна. Эта армянская топонимика «исторической Армении» Гугарка и Джавахетии – Богнофор, Квешафор, Кангарк, Манглисацпор, Трегк и Джавахк, почти соответствует сегодняшним Марнеули, Болниси, Дманиси, Тетри-Цкаро, Цалка, Ниноцминда, Ахалкалаки и Аспиндза. Г-ну С.Карапетяну следовало бы знать, что Квемо-Картли или Гогарани (армяне называют его Гугарком), исконно грузинские земли, так же, как Самцхе-Джавахети. Об этом свидетельствуют грузинские и зарубежные источники. Принадлежность этих краев Грузии подтверждена в трудах и самих древнеармянских историков Агатангела, Мовсеса Хоренаци, Ованеса Драхсанакертци, Ухтанеса, армянской географией VII века «Ашхарацуиц» и др. Н.Марру Гогаран представлялся племенным названием иберов. А.Шанидзе же писал, грузинское «гогаран» образовалось при посредстве мегрело-чанского суффикса принадлежности, происхождения -ан. «Гог-ар» означает «гог-эл», а «гог-ар-ан» Гогарети. То, что Гугарк происходит от Гогаран, видно из того, что на пятиверстной карте российского Генерального штаба (1828) в Памбакском ущелье отмечено село Гогаран. Ныне это село находится на территории Республики Армения и называется Гугарк (?!).. /I.R. Лишнее доказательство искусственного характера нынешней армянской государственности, которая вальяжно разлеглась на исконных грузинских и азербайджанских землях R.I.\ Что же касается этнического состава этого края, то он испокон веков был грузинским. Об этом факте свидетельствует, не считая зарубежных источников, сама армянская историческая литература, в которой «гугары» упоминаются не как армяне, а как грузинское племя: Мовсес Хоренаци, Лазаре Парпеци, Ованес Драхсанакертци, Стефанос Орбелиани и др.
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/32225563.dc/0_ce033_944446a1_orig
Аналогичные исторические условия сложились и в Джавахети, но, к сожалению, армянские историки не мирятся с этим фактом, а с несравненным упорством называют Квемо Картли, Джавахети и, представьте себе, даже Месхети «исторической Арменией». Г-н С.Карапетян повторяет абсурдную мысль своих ученых соотечественников и популяризирует ее. Не меньшее сожаление вызывает безосновательное заявление г-на С.Карапетяна о том, что будто бы армянские топонимы Цобофор, Богнофор, Манглисацфор и т. п. первичны, а грузинские ― Болниси, Манглиси и т. п. вторичны. …
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15593/32225563.dc/0_ce034_dd2adcb3_orig
Пл. Иоселиани был великолепным знатоком истории грузинской церкви и тбилисских древностей, поэтому его свидетельство, и не только в данном случае, предельно достоверно, и нет никаких оснований сомневаться в нем. Он прямо указывает на православную, то есть грузинскую, принадлежность Сурб-Ншана. … /I.R. Следовательно правильное грузинское название этой церкви ― Цминда-Нишани (Святой Знак или церковь Святого Знамения). Но для хаев авторитеты ничего не значат, если это не их армянские авторитеты. R.I.\
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/32225563.dc/0_ce035_4fc39ceb_orig
По грузинским источникам, закладка Бетлеми связана с именем Вахтанга Горгасала /I.R. Особо почитаемый в том числе за православное благочестие грузинский царь, основатель Тбилиси, которому естественно и в голову бы не пришло вдруг закладывать армянский григорианский, а значит еретический храм. Памятник великому царю высится над обрывистым берегом Куры у Метехского храма и имеется на наших иллюстрациях. R.I.\, так же, как и строительство Сионского собора, Метехского, Голгофского храмов, церкви святого Архангела Михаила (Монография «Тбилиси», 1989, стр. 64, на грузинском языке). Еще более заслуживающее внимания сведение дает нам Пл.Иоселиани: «Некоторые из армяно-григорианских церквей также замечательны своею древностью. Их в Тифлисе всех числом 25. Шестью из них, принадлежавших прежде православным, как пишет и Вахушти, неизвестно по какому случаю владеют сейчас армяне». Конкретно же о Бетлеми замечает: «Церковь Петхаинская, основанная в 1500 году. В 1740 году она возобновлена грузинским князем Гиви Амилахваровым. Первое основание положено ей Вахтангом Горгасалом» («Древние памятники Тифлиса», 1844, стр. 119-120).
https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/32225563.dc/0_ce036_3649156_orig
Во втором издании этой монографии автор уточняет вышеприведенную справку и замечает: «Армяне изменили название грузинской православной церкви и назвали ее Петхаином. Но «по древней памяти к святыне и грузины посещали эту церковь» /I.R. что однозначно говорит о её первоначальной грузинской православной принадлежности R.I.\ («Описание древностей города Тифлиса», 1866, стр. 258). …
https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/32225563.dc/0_ce02b_67e6de9e_orig
Этот вопрос тревожит грузинское население, но конкретного ответа оно не получает. Это свалившееся на голову грузинского народа и его церкви несчастье обусловили исторические причины. Разоренные перманентными нашествиями грузинские церкви и монастыри стали объектами присвоения и бесцеремонного захвата беженцами и переселенными армянами. В большинстве случаев это происходило не совсем приемлемыми методами и путями, о чем я и расскажу ниже. /I.R. Тактичный интеллигент батони Бондо называет “не совсем приемлемыми путями” откровенный разбой и ограбление истекающего кровью и ослабленного соседа. Не то же ли самое уже в наше время сделали армяне с азербайджанцами? R.I.\ …
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/16187/32225563.dc/0_ce031_127d3f5c_orig
Так что, когда над Грузией нависла непроглядная ночь (XIII в.), армяне завладели церковью Бетлеми. /I.R. Жуткая ночь это время разгула дьявола и армянских захватчиков. К сожалению многострадальный азербайджанский народ на своей шкуре неоднократно убедился в этом на протяжении своей истории. Счастье, что и у наших грузинских братьев постепенно открываются глаза. R.I.\ …
https://img-fotki.yandex.ru/get/15569/32225563.db/0_ce008_d4dda4f0_orig
Вид на “тифлисский кремль” ― городскую крепость Нарикала, а вернее её наиболее укреплённую цитадель со стороны старого района турецких серных бань ― Абанотубани
Здесь же отмечу один вольный или невольный ляпсус. Г-н П. Мурадян в упомянутой монографии отмечает, будто околоток, в котором стоит Бетлеми, сначала назывался по-армянски ― Карапитаг, а потом стал называться по-грузински ― Клдисубани. Этот топоним не мог развиваться в такой последовательности. Наоборот, первичным было ― Клдисубани /I.R. дословно район скалы R.I.\, как назвали его коренные жители Тбилиси, грузины, после чего приехавшие и поселившиеся здесь армяне грузинское Клдисубани перевели на армянский язык и назвали Карапи-таг (клде ― карап ― скала, убани ― таг ― район). Именно таков естественный путь развития этого топонима.
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15574/32225563.dd/0_ce44e_78bffc74_orig
Метехский замок над Курою, как часовой веков, стоит
Трудно сказать, когда в Тбилиси была построена первая армянская григорианская церковь, но одно неоспоримо ― после разделения грузинской и армянской церквей (607 г.) грузинская диофизитская /I.R. Православная, Халкидонская R.I.\ церковь не могла быть благодушно настроена по отношению к армянской монофизитской /I.R. которую Вселенский собор объявил еретическою R.I.\. Это было вызвано чрезвычайно агрессивным отношением армянской григорианской церкви к грузинской православной. Один из армянских католикосов, Абраам, специальным приказом (VI-VII вв.) запретил своему народу всякое общение с грузинами, вступление с ними в брак, совместные молитвы в грузинских церквах, завязывание родственных уз и т. д., за исключением торговли (Ухтанеси. История отделения грузин от армян. Тбилиси, 1975, стр. 211). /I.R. Хороши “единоверцы”, нечего сказать ― германские нацисты приняли такие же законы в отношении евреев для сохранения “чистоты арийской крови”. Кроме того, согласно принципам “расовой гигиены” нужно было до минимума сократить всякие проявления даже элементарного человеческого общения. Те же принципы, но за 1400 лет до немецких, ввели в Грузии армянские нацисты, которые считали и считают себя хозяевами этой земли. Но в отличие от гитлеровских последышей, армянские духовные отцы всячески поощряли торговлю с аборигенами-грузинами, потому что последняя на протяжении столетий служила и служит средством армянского закабаления и порабощения захватываемых стран и покоряемых народов. R.I.\
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/17847/32225563.dd/0_ce45d_ecea4b9b_orig
Памятник Вахтангу Горгасалу
Нами обнаружен значительный документ, связанный с нашей темой. Это приказ царя Назарали-хана (Ираклия I) от 7 января 1723 г. «Мы, царь царей, владетель Назарали-хан /I.R. Для меня было открытием, что грузинский царь, которого историки ныне называют Ираклий I вдруг подписывался ― Назарали-хан. Однако же и Святого и Равноапостольного якобы Крестителя Руси Владимира в оригиналах летописей тоже называют каган, т.е. хан ханов. R.I.\, повелеваем здесь, в граде сем, возвести храм, равный монастырскому Джврис-Мама, где селились преследовавшиеся превратностями времен армяне /I.R. Недвусмысленно, что грузины приняли армянских беженцев из милосердия R.I.\. Мы их оттуда отселили, место это, как принадлежащее монастырю Джврис-Мама, мы пожертвовали этому монастырю и настоятелю его Партену…» (Документы по истории Тбилиси XVI-XIX вв., собранные Нико Бердзенишвили и Мамисой Бердзнишвили, книга I, 1962, стр. 126).
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/32225563.dd/0_ce45e_8291b1ab_orig
Метехский храм, памятник Горгасалу и слева внизу небольшая церковь святого покровителя Тифлиса ― Або Тбилели, который, кстати, по национальности был араб
Из этого документа видно, что грузинский царь Назарали-хан вынужден был отселить селившихся вокруг тбилисской грузинской церкви Джврис-Мама армян и поселить их в другом месте. С какой целью селились армяне именно вокруг грузинских церквей, догадаться нетрудно. Этот процесс направлялся из Эчмиадзина. Они вначале становились на ноги экономически путем торговли /I.R. которая на востоке, во многом стараниями армянского племени, происходила и происходит по принципу «не обманешь не продашь» R.I.\, мены, ремесел, и окрепнув, отвращали от попавшей в орбиту их обитания церкви грузинскую паству и постепенно обращали ее в армянскую. Это производилось практически любыми средствами, путем обмана, насилия, подкупа и т. п. Этот факт имел место в Тбилиси, и не только в нем. Почувствовав опасность этого, Назарали-хан внезапно удалил от грузинского храма Джврис-Мама расселившихся вокруг него армян. Из этого документа ясно видно, что в XVII в. опасность присвоения грузинских церквей была настолько велика, что царям для ее устранения требовались приказы или даже применение средств физического воздействия. К сожалению, по субъективным и объективным причинам грузинские властители не смогли полностью преодолеть недуга присвоения, горькие плоды которого мы пожинаем и сегодня. Свидетельство тому хотя бы карта-справочник, в которой не одна грузинская церковь объявлена армянской. Подтверждающие грузинскую принадлежность этих церквей признаки так энергично зачеркнуты, что в некоторых случаях установление истины затруднительно. «Те (армяне. ― Б. А.), которые представляются нам родными братьями и от которых ждешь надежд, которые под кровом Грузии нашли спасение, ― писала газета «Иверия» (1885, N 159), ― сегодня стали нашими кровными врагами. Исписанные величественными письменами камни стараются разорить и распылить, и вырубить топором эти надписи… Арабы господствовали над нами двести лет, и они не допускали того, что мы видим и слышим сегодня. Приступают и разоряют храмы железными прутьями, топорами. Портят рисунки, выковыривают глаза святым и т. п. Позорно, чтобы построенными на замешанной кровью предков извести храмами завладели пришедшие только вчера, а коренные жители были гонимы на своей же родине. Тем более предосудительно такое явление, как чуть ли не поборы с молельщиков в молельнях предков». Это, конечно, слова человека, уязвленного неблагодарностью. К сожалению, все это правда, о которой горько вопиют грузинские камни.
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/16132/32225563.dd/0_ce460_b12b26a4_orig
Метехский храм в лесах реставрации
И наконец, возникает и такой вопрос ― а утрачена ли ктиторская надпись тбилисского Норашена /I.R. истинное название которого, как мы покажем ниже ― Ахалшени R.I.\?.. Известно, что армяне имели обыкновение устанавливать камни с древними армянскими надписями в стенах грузинских церквей. Исходя из этого, нетрудно предположить, что камень с ктиторской надписью тбилисского Норашена мог быть ими утрачен /I.R. здесь более уместно слово “выброшен”, но грузинский интеллигент Арвеладзе постеснялся его употребить R.I.\. С какой целью ставились в грузинских церквах камни с древними армянскими надписями, ясно, как день, и более обращаться к этому вопросу мы не будем. /I.R. Об этом мы уже говорили R.I.\
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15520/32225563.dd/0_ce461_ff02ce86_orig
Церковь Норашен стоит во дворе тбилисской грузинской церкви Джврис-Мама, на расстоянии каких-то десяти метров /I.R. что уже само по себе невероятно, учитывая далеко не ангельские взаимотношения Грузинской Православной и Армянской еретической церкви R.I.\. … знаменательным фактом нам представляется то, что Минас Медиц в описи тбилисских армянских церквей (1824-1830) Норашен не упоминает.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16103/32225563.dd/0_ce462_590781ea_orig
С этимологической точки зрения Норашен шифруется следующим образом ― «нор» на армянском языке означает «новый», «шен» же ― строительство, возведение. Корень «шен» входит в состав грузинского глагола «шенеба» ― строительство, возведение. Корень употребителен в восточных языках (персидский, армянский, турецкий и др.) и означает, кроме всего остального, «обработанный», «благоустроенный», «освоенный», «населенный», «жилой». /I.R. Так что правильно церковь именовать Ахал (груз. «новый»)-шен («шенеба» строение)
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15491/32225563.dd/0_ce463_2bdf3fe0_orig
Причисленная к лику святых великая грузинская царица Тамар, которую хаи тоже смеют объявлять армянкою
… Вообще в расположении так наз. армянских церквей Тбилиси заметна одна закономерность. Почти все армянские церкви стоят рядом или поблизости от грузинских, что представляется неожиданным, если принять во внимание раскол между грузинской и армянской церквами (VII в.) и острую борьбу между ними на протяжении веков. Грузинская православная церковь считала армянскую григорианскую и ее последователей еретиками. Сомнительно, чтобы главы грузинской православной церкви позволили тбилисским армянским духовным лицам в десятке метров от грузинской церкви построить армянскую григорианскую. Стало быть, рядом с церковью Джварис Мама стояла грузинская православная, неважно, большая или малая, которую в годы лихолетья для грузин присвоили армяне, произвели ее коренную реконструкцию, обратили в армянскую и назвали Ахалшени ― Норашен.
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15591/32225563.dd/0_ce465_e7586cd6_orig
Резной портал в церкви Успения
То, что Квемо Картли, Джавахети ― древняя, исконная земля Грузии, уже отмечалось в начале статьи, и надобности повторяться нет. Но г-ну П. Мурадяну хочется напомнить одно: во времена Давида Строителя, царицы Тамары Великое Грузинское царство простиралось от Никопсии до Дарубанда, то есть часть Восточной Армении входила в пределы Грузинского царства, не обладая никакими суверенными правами. Впрочем, зачем уходить так далеко! В близком XVIII в. утратившая собственную государственность и обратившаяся в Эриванское ханство почти вся Восточная Армения была вассалом, подданным царя Ираклия, но еще ни одному грузинскому историку не приходила мысль назвать Ереван, Араратскую долину и вообще Армению исторической Грузией. /I.R. А зря. Как показывает турецкий опыт, решить армянский вопрос радикально, раз и навсегда, можно только восстановив историческую справедливость и вернув несправедливо занимаемые армянами земли их законным владельцам. R.I.\
https://img-fotki.yandex.ru/get/15556/32225563.dd/0_ce466_649df9ba_orig
Надписи на стене церкви. Чётко видны грузинские буквы, но армянам этого мало
Армянские же ученые не упускают случая ни дома, ни вне дома, прожужжав мировой общественности уши лженаучной пропагандой, выпускать бесчисленные фантастические карты «исторической Армении» и тем самым пытаться убедить зарубежного читателя, будто бы Восточной Грузии и Южной Грузии не существует. Они были и продолжают оставаться лишь «исторической Арменией» (?!).
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15550/32225563.de/0_ce46d_f040fb68_orig
Вызывает удивление причисление к армянам единым росчерком пера мастера, выбившего эпитафию, Асламаза Карашвили, произведенное г-ном П.Мурадяном (Назв. труд, стр. 39). Так же обратил он в армян исконных грузин Бичиашвили, Чекурашвили, Габриэлашвили, Мусхелишвили (стр. 48). Если проследить этимологию фамилии Карашвили, то «кар» ― корень восточного /I.R. вообще-то тюркского, т.е. азербайджанского R.I.\ происхождения и означает «черный». Чисто по-грузински Карашвили ― Шавишвили. Г-н П.Мурадян воспринимает Карашвили как грузинского монофизита, не представив для подтверждения этого никакого документа. Существует мнение о возникновении этой фамилии на грузинской почве: «Карашвили (1721 г.), кар (смрадный, смердит), имя собств. Кара (Атаб., 274), ср. Караман-и (герой) (Г.Леон. Имена), Кара-Аслан (Хроник. III, 392), Карасашвили Омар (там же, стр. 325) (И.Ахуашвили. Грузинские имена и фамилии, 1994, стр. 570). Если же г-н П.Мурадян относит Карашвили к армянской нации, опираясь на его имя ― Асламаз, то и здесь он ошибается. Это имя грузинское и было в Грузии распространено, от него образована и грузинская фамилия ― Асламазашвили (см. И. Ахуашвили. Назв. труд, стр. 225).
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15538/32225563.dd/0_ce468_dfefd4c2_orig
В карте-справочнике указана «Душетская церковь Св. Георгия (в лесу), XIX в. Полуразрушена». О грузинской принадлежности этой церкви имеется сведение Пл.Иоселиани: «…Часовню Св. Георгия Бодавского, бывшую православную. Она в лесу, невдалеке от кладбищенской церкви.» («Описание города Душети», 1860, стр. 58). …
https://img-fotki.yandex.ru/get/15488/32225563.dd/0_ce44f_7a811b6d_orig
Крепость Нарикала с храмом Св.Григория на фоне купола знаменитых серных бань
Этому же историку принадлежит аналогичное сведение: «Армяне, которые любят воспоминания древнего своего могущества, присваивают себе начало Ахталы, хотя ничем не могут доказать такой претензии» (Пл. Иоселиани. Путевые записки от Тифлиса до Ахталы, 1850, стр. 27).
https://img-fotki.yandex.ru/get/15574/32225563.dd/0_ce0fb_17879df5_orig
Ныне главный православный собор Грузии Цминда Самеба ― ПреСвятой Троицы
То, что Ахтала халкедонитский /I.R. православный R.I.\ храм, армяне, а тем более специалисты, знают хорошо, но присвоить его любыми путями стараются и сегодня. Многократно приезжавшим туда грузинским и сопровождавшим их зарубежным ученым не разрешили даже войти в храм. /I.R. Армяне правды боятся, по этой же причине многие годы в архивы ереванского интститута древних рукописей Матенадаран не допускают турецких специалистов. R.I.\
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/16116/32225563.df/0_cede4_9144ea32_orig
Самая старинная в Тифлисе Анчисхатская базилика
«К Ахалшени слева примыкает высокая гора, со старинной полуразрушенной церковью на вершине, называемой Новым Эли-Бабом. Престол /I.R. праздник в честь святого или события, которому посвящён храм R.I.\ ее грузины празднуют на вторую неделю по святой Пасхе. Греки же, по словам которых здесь прежде стояла старинная церковь святого Ильи-пророка, празднуют его 20 июля. В день престола здесь собирается множество греков из деревень Цалки, Цинцкаро и других мест. Тому назад четыре года здешние тертеры /I.R. армянские священники /I.R. вознамерились присвоить ее, но греки, как народ упорный, прибегли к кулакам и спустили тертеров с вершины высокой горы вниз, к реке Машавера. У подножия горы Эли-Баб, справа, на горе Тапана есть еще одна старая церковь. Она и Эли-Баб глядят одна на другую, и как на стенах церкви Тапани, так и Самцвериси и Хатис-Сопели, не видно никаких старинных надписей, а в некоторых местах хитро выведены наново армянские буквы».
https://img-fotki.yandex.ru/get/15522/32225563.df/0_cedde_500a729a_orig
В 1675 году католикосом Доменти рядом с Анчисхатской церковью была возведена кирпичная колокольня
На это же жалуется некий монах в опубликованной обширной статье «Наши исторические следы и их истоки»: «Старинных наших следов не оставляют в покое и насильственно присваивают (армянские духовные лица. ― Б. А.)… разрушают и разбирают, уничтожают надписи, а мы знай себе спим. Не пора ли протереть глаза, подойти поближе, вглядеться в этих кудахтающих кур и предпринять что-нибудь для спасения наших древностей» (Газ. «Иверия», 1895, N 172).
https://img-fotki.yandex.ru/get/16123/32225563.df/0_cedcb_8f3ca930_orig
Видимо, присвоение чужих церквей вошло в плоть и кровь некоторых армянских духовных лиц. К сожалению, стирание грузинской эпиграфики и нацарапывание армянских надписей на старинных грузинских церквах в Квемо-Картли продолжается и поныне… Недавно телепередача «Мацне» рассказала о безнравственных поступках, которые совершают некоторые живущие там армяне.
…
https://img-fotki.yandex.ru/get/15495/32225563.df/0_cedd4_dc665d2d_orig
… В деревне Тандзиа, на родине Сулхана-Саба (С.-С. Орбелиани ― выдающийся грузинский писатель, лексикограф, дипломат (1658 ― 1725)), есть церковь с грузинскими скорописными надписями. Но, несмотря на это, Тер-Карапет запер ее на замок и зовет армянскою церковью.
https://img-fotki.yandex.ru/get/15564/32225563.df/0_cedd6_ccb42062_orig
Что и говорить, далее разнузданность и бесчестность идти не могут!
https://img-fotki.yandex.ru/get/16142/32225563.df/0_ceddd_41cda14_orig
Мы попытались с помощью фактографического материала показать довольно-таки неблаговидные поступки в связи с присвоением грузинских церквей в Квемо Картли /I.R. Престарелый грузинский академик, рафинированный интеллигент мягко называет неблаговидными поступками откровенный армянский разбой с оккупацией исконно грузинских святынь, который может предшествовать только полномасштабной агрессии. R.I.\. Думается, наши предки в прошлом веке действенно боролись за сохранение этих древнейших грузинских святынь и защиту их от армянских духовных лиц и купцов. К сожалению, их старания остались втуне, всеми упомянутыми и многими другими церквами армяне все-таки завладели, и они внесены в анализируемую карту-справочник. Эта карта-справочник была оперативно распространена летом 1995 г. среди проживающих в Грузии армян (а также во всемирном масштабе). Не требуется особой прозорливости, чтобы понять, какую цель преследуют распространение и популяризация этой карты-справочника. /I.R. Подлинные грузинские патриоты прекрасно понимают, что готовится армянское вторжение по типу карабахского, но пассивные власти предпочитают вести страусиную политику “умиротворения агрессора”. К чему приводит подобная парадигма, наглядно показал “Мюнхенский сговор”. R.I.\
https://img-fotki.yandex.ru/get/15578/32225563.df/0_ceddb_4fb8f2a8_orig
Недуг присвоения так засел в армянских духовных лицах, что они не пренебрегали им и в мусульманском окружении и старались заполучить грузинские церкви и там.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16191/32225563.df/0_cedd7_c6b858ae_orig
Вот что сообщает нам «Ингилоец Джанашвили» (Мосэ Джанашвили): «Кроме упомянутых церквей, есть на окраине Белакани еще одна церковь, которую лезгины зовут «Нурикилиса» ― «Храм Благодати». Она была очень красивая, купольная, обведенная стеной. Торговавшие в Белакани армяне хотели присвоить ее, но потомки Туры Вачнадзе ― Галаджевы им не позволили» (журн. «Могзаури», 1801, N 8-9). В статье «Описание Эрети», помещенной в этом же журнале (1903 г., N 1 ― 4), «Ингилоец Джанашвили» отмечает: «В деревне Вардашени была старинная церковь XIV в. во имя Ильи-пророка. На ее входных вратах была скорописная надпись. В 1855 г. пономарь этой церкви, некто Александр Силиков изменил грузинской православной вере и принял григорианское вероисповедание. Он задумал разрушить эту церковь и построить вместо нее армянскую, но грузинское православное население этого не позволило. Тогда исчезли грузинские надписи. Чьими стараниями, догадаться не трудно. Много попыток присвоения церкви было и потом, но им было оказано жестокое сопротивление, и захвата не допустили. Армяне вознамерились завладеть и стоявшей у входа в деревню Нишис-Цмери (святыня), но пастырь отстоял ее. Они, однако, от своего не отступают. /I.R. У меня в подполе живёт крыса. Вот уже сколько месяцев она пытается прогрызть толстенные стропилы, чтобы оказаться на сытной кухне. Паразиты никогда не отступают от поставленной цели, даже если на первый взгляд она кажется недостижимой. Единственный способ прекратить нашествие ― их уничтожить. R.I.\
https://img-fotki.yandex.ru/get/15581/32225563.df/0_cedd8_fadb1db9_orig
Часовни Св. Елисея принадлежали православным удам (албанцам. ― Б. А.). Здесь же жил пономарь Петр Силиков. Но явился карабахский армянин, некто Мурадов, тертер, и пообещал пономарю ― вместо часовен построить церковь, чтобы в ней молились православные. Петр Силиков дал сдуру согласие с тем условием, что он останется пономарем при церкви. Тертер Мурадов построил церковь (нет сомнения, что его финансировал и помогал Эчмиадзин. Это армянское духовное лицо было специально направлено для распространения григорианской веры).
https://img-fotki.yandex.ru/get/15485/32225563.df/0_cedd9_b4af93d6_orig
Тем временем пономарь Петр преставился, тертер освятил церковь по-армянски и назвал ее «Егише Аракел». Пошли жалобы, но армяне сунули взятку и прибрали к рукам и эту церковь. Одним словом, как сообщает Мосэ Джанашвили, «армянские духовные лица действовали против православных очень агрессивно, тем более, что в этом деле им способствовали русские…». Когда русские покорили Нухинское ханство /I.R. Нахчыван R.I.\, Паскевич усилил армян в этом краю, и оставшиеся без пастыря православные понемногу принимали армянское вероисповедание», «а вообще-то в этом краю армянских церквей никогда не было», ― добавляет Джанашвили.
https://img-fotki.yandex.ru/get/15588/32225563.df/0_ceddc_eee27592_orig
В N 83 газеты «Иверия» от 28 апреля 1887 г. я обнаружил такое сведение: «Варташен отстоит от Нухи на тридцать пять верст. Здесь на третий день после Пасхи отмечают день Св. Елисея. Этой деревней владеют местные армяне, хоть грузины и не уступают ее».
https://img-fotki.yandex.ru/get/16103/32225563.df/0_cede2_2a831a9_orig
Автор публикации на грузинской языковой почве толкует «Варташен» как «вард-нашени» ― «возведенный из роз». Весной обычно вся деревня покрыта цветущими розами. Армяне же, ― добавляет публикатор, ― связывают возникновение деревни с каким-то Вартапетом.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/32225563.df/0_ceddf_3079eb85_orig
Какими неприемлемыми методами боролись армянские духовные лица за обращение грузинского православного населения в григорианскую веру, видно из следующего сведения, приводимого автором публикации: «Недавно совершенно случайно было обнаружено, что сына одного грузина внесли в чужой список под следующими именем и фамилией: Арутин Киракозянц». Как выяснилось, фамилия этого ребенка Бабунашвили, а имя Михо». Комментарии излишни…
https://img-fotki.yandex.ru/get/17865/32225563.df/0_cede1_1a3affbb_orig
Хотя в связи с этим не будет лишним напомнить читателю: наплыв армянских духовных лиц с целью обращения грузинского населения в григорианскую веру имел массовый, планомерный характер и направлялся из Эчмиадзина. Этому способствовало такое правило: когда богатые армянские горожане приобретали имения грузинских князей, грузинские крестьяне как бы оказывались обязанными переходить в веру нового владельца. Энергичные действия армянских священнослужителей («крестные ходы») среди грузинского населения, их подкупы, переманивание различными способами упрощали обращение грузинского населения и подпадания его под влияние армянского священства. Из публикации ― Б ― нам известно, что российское правительство запрещало подобные действия законом, но этот запрет не шел дальше бумажного предписания. Напротив, российская администрация в XIX в. способствовала разобщению и противопоставлению грузинского и армянского населения и даже поощряла переход грузин в григорианскую веру. Ранее же, в конце XVIII в., по законодательному акту Давида Батонишвили, «армянам ни в каком виде не позволяется обращать людей, придерживающихся господствующей грузинской православной религии, в собственную веру» (Г.Майсурадзе. Кто нарушает традиции добрососедства. (Газ. «Литературули Сакартвело», 1992 г., 22 мая).
https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/32225563.df/0_cede0_7b66a444_orig
К сожалению, эти процессы продолжаются. Несколько лет тому назад часть населения Квемо Картли, хорошо помнящая свою грузинскую принадлежность, восстановила грузинские фамилии и православную веру. За этим последовала достаточно острая отрицательная реакция г-на П. Мурадяна ― «Грузинские григориане. Миф и реальность» (Газ. «Эпоха», 1990, N 8). Соответствующий аргументированный ответ ему дал проф. Г. Майсурадзе (Газ. «Литературули Сакартвело», 1992, N 22).
https://img-fotki.yandex.ru/get/16177/32225563.de/0_cedc0_a08a60a4_orig
Кафедральный православный Сионский собор
Таким образом, присвоение грузинских церквей явилось первым этапом, за которым с необходимостью последовал второй ― обращение живущих вокруг этих церквей грузин в григорианскую веру. /I.R. Батони (г-н по-грузински) Бондо, чтобы не будить гусей, не указал следующего этапа зловещего армянского плана, рассчитанного на весьма длительный срок, а именно окончательную армянизацию грузинского населения с последующим выдвижением сепаратистских требований об отделении территории и присоединении к Армении. Так произошло в Карабахе, где местное албанское население было сначала григорианизировано, а потом и арменизировано, составив вместе с этнически армянскими переселенцами ядро сепаратистского движения. /I.R.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16173/32225563.df/0_cedcd_f9ed6044_orig
Сионский собор, вид со стороны Куры
Несмотря на то, что о грузинской принадлежности известного Гуджабского храма опубликована не одна статья, армяне тем не менее им завладели. Этот факт зафиксирован в «Словаре топонимов Армении и близлежащих к ней территорий» (том I, 1986, том II, 1988, Ереван, на армянском языке). В этом словаре по поводу Гуджабского храма отмечено: «В стране Худжап-Сомхети Гугарк, гавар Ташири, неподалеку от деревни того же имени, построен в XIII в. Этот храм находится в Армянской ССР, в деревне Привалово Калининского района. Храм построен в греческом архитектурном стиле и, естественно, сохранился как образец греческого зодчества».
https://img-fotki.yandex.ru/get/15573/32225563.df/0_cedd3_20adaa50_orig
Знаменателен факт, что в V том армянской энциклопедии (1979) Гуджаби не внесен. Не упомянут он и в древних армянских источниках. Но этот фактор не помешал армянским ученым с целью присвоения спешно внести вышеназванные топонимы во второй том словаря. Признать храм образцом армянской архитектуры не решились, но грузинскую принадлежность не признали и объявили греческим. К тому же, что самое главное, присвоили. Между тем храм Гуджаби является памятником грузинской архитектуры XIII в. (К. Абашидзе, К. Харадзе, Ак. Геловани и др.). Еще большее сожаление вызывает то, что с целью овладения Гуджабским храмом граница Армении перемещена на 400 метров, с тем, чтобы грузинский монастырский комплекс оказался на территории Армении (К. Харадзе. «Подлинные наследники памятника». Газ. «Ахалгазрда комунисти» («Молодой коммунист», 1988, 15 октября). Что касается грузинской строительной надписи в Гуджаби, то армяне ее уничтожили еще в прошлом веке. Сведение об этом сообщает нам журнал «Мцкемси» («Пастырь») за 1896 г. Эту информацию грузинский журнал перепечатал из «Московских ведомостей».
https://img-fotki.yandex.ru/get/15538/32225563.de/0_cedb2_2a3692ad_orig
Грандиозный грузинский храм благовещения Богородицы ― Ахалшени, который армяне бессовестно перекрестили в Норашен
В упомянутом словаре и вообще в исследованиях армянских авторов при рассмотрении исторических памятников и топонимики Квемо Картли или Самцхе-Джавахети часто нарочито подчеркивают наличие армянских надписей на старинных надгробных камнях в этом регионе. Тем самым недвусмысленно намекается на якобы армянскую принадлежность этого памятника или края. Нам думается, что и в этом случае не исключена фальсификация армянских надписей на этих камнях. Основание для такого предположения дает нам следующее сведение из «Московских ведомостей» (1896 г., 6 января): «На одном старинном забытом кладбище, у грузинской церкви, близ стеклодувного завода Кученбаха (Дманисский уезд) в последнее время появились совсем новые доски с армянскими надписями». Этот факт ясно свидетельствует о том, что имела место установка камней с фальшивыми армянскими надписями, закапывание в землю тех или иных грузинских исторических памятников. Подобные неблаговидные поступки некоторые люди совершают и сейчас. /I.R. В этой связи хочется вспомнить армянский скулёж по поводу якобы армянских хачкаров в Нахчыване R.I.\
https://img-fotki.yandex.ru/get/15589/32225563.de/0_cedaf_46aa2d91_orig
Летом 1990 г. в селе Ахкерпи Марнеульского района стоял батальон грузинской полиции под командованием генерал-майора Гелы Ланчава. Генерал получил информацию о том, что какой-то человек с рюкзаком каждое утро приходит в старинную грузинскую базилику неподалеку от села и остается там до вечера.
https://img-fotki.yandex.ru/get/15594/32225563.de/0_cedb0_8aa73bdc_orig
Выяснилось, что какой-то армянин подрыл в базилике фундамент и, стоя в рытвине, высекал на третьем снизу камне фундамента армянскую строительную надпись… Старик-грузин, житель села, пожаловался генералу и сообщил, что это не первый случай. Подо