На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

3. Портрет геноцида - Баку март 1918 г. в документах

140
 

3. Портрет геноцида - Баку март 1918 г. в документах

http://smi2.ru/IngvarRuricson_gmail_com/c1606580/?inv=250062...

Мы продолжаем выкладывать документы Чрезвычайной Следственной комиссии правительства Азербайджанской демократической республики по событиям марта 1918 г. в Баку. Начало подборки см.здесь и здесь. Последняя по упоминанию ссылка, но первая по порядку часть статьи оказалась недооцененной, поскольку сразу же вышла вторая. Просьба к заинтересованным читателям вернуться к первой части и выразить своё мнение.

Документ № 3

Протокол допроса

1918 г. Октября 26-го дня. Город Баку. Чрезвычайная Следственная Комиссия при Азербайджанском Правительстве допрашивала нижепоименованного в качестве потерпевшего и он, предваренный о содержании 307 и 443 ст. Уст. Угол. Судопр., показал:

Ага Керим Шарифов, 18 лет, живу в г. Баку на Церковной ул., в д. № 64, 3-й полицейского участка

17 марта сего года я с другими товарищами, всадниками татарской конной дивизии, и с нашим командиром сотни Али Асадуллаевым находились на пристани Русско-Кавказского общества, чтобы ехать в Ленкорань, где квартировался наш дивизион. Когда после второго свистка пароход, на котором мы должны были ехать, долго не готовился к отходу, Али Асадуллаев отправился в пароходную контору узнать о причине неотхода парохода. В конторе заявили, что командир порта запретил отпускать пароход вскоре. С Асадуллаевым в конторе находились и другие всадники, в том числе и я. В это время возле пристани послышались ружейные выстрелы, направленные в сторону пристани, при чем пули попадали в контору и в кассу. Тогда Асадуллаев вышел с нами из конторы на расположенную рядом Петровскую площадь, где нас начали обстреливать. Часов с 10 вечера к ружейным выстрелам примешались и пулеметные. Мне, Асадуллаеву и нескольким всадникам удалось пробраться на другую пристань, пристань Восточного общества, где мы просидели до утра. Затем, переодевшись в штатное платье, мы утром пробрались в Крепость. На другой день вечером началась в городе перестрелка. Во время наступления на Крепость армянских солдат я находился вначале в окопах на Думской площади, а затем на Крепостной лестнице возле здания мусульманского благотворительного общества и редакции газеты «Каспий». Среди наступавших на нас со всех сторон армян я видел вооруженных ружьями Степана Лалаева, младшего Меликова, имени которого я не знаю, молодого Айвазова и других лиц. Когда в среду, 21 марта, армяне прекратили наступление на Крепость и заключили с мусульманами мир, я пошел к себе домой. На углу Колюбакинской и Персидской улиц на меня напали армяне, взяли у меня из кармана 1200 руб. и затем начали бить прикладами и кулаками. Я обратился за помощью к русским солдатам и морякам, проходившим мимо нас. Русские повели меня в Маиловский театр, где помещались пленные мусульмане. На торговой улице между Красноводской и Б.Морской улицами меня встретили Степа Лалаев и Авакян, с которыми я раньше был в хороших отношениях. Лалаев перешел на мою сторону улицы, стал ругать меня и, затем, прицелился в меня из винтовки, желая выстрелить. Сопровождавшие меня русские запретили ему убивать меня, окружили меня со всех сторон, прикрыв, таким образом, своими телами, и повели дальше. При входе в Маиловский театр я был ранен одним из следовавших за мной армянских солдат штыком в правый бок; Я успел ухватиться руками за штык, благодаря чему причиненная мне рана оказалась неглубокою.

I.R. Как шакалы, армянские бандиты убивали безоружных и задержанных. Между тем Крепость, где оборонялись вооружённые люди, трусливые шакалы взять так и не смогли. Тогда они прибегнули к своему излюбленному оружию - хитрости. Заключили формально мир, а сами начали планомерное истребление безоружного мусульманского населения.R.I.

Позднее мне с моим первым мусульманским конным полком пришлось быть в селениях Дигя и Магомеды, населенных исключительно мусульманами. В их домах я не находил ни одной целой вещи: даже спички валялись переломленными. В сел. Магомеды я нашел около 30 трупов стариков, женщин, и детей. В одном доме я лишь по головам узнал, что там убито два человека: настолько были изрублены и искрошены шашками их тела.

Прочитано. А.К.Шарифов (подпись).

Член комиссии: Мамед Хан Текинский (подпись).

Член комиссии: Тов. Прокурора Александр Клуге (подпись).

ГАППОД АР, ф.277, оп. 2, д.13, л.32-33

-------------------------------------------------------

Документ № 4

Протокол допроса

1918 г. Октября 24-го дня. Город Баку. Чрезвычайная Следственная Комиссия при Азербайджанском Правительстве допрашивала нижепоименованного в качестве свидетеля и он, предваренный о содержании 307 и 443 ст. Уст. Угол. Судопр., показал:

Мамед Алиев, 29 лет, живу в гор. Баку, по Церковной ул., в доме № 189

В средних числах марта сего года я с нашим командиром Али Асадуллаевым и другими всадниками Национального Татарского полка привезли в Баку из Ленкорани труп офицера нашего полка Мамеда Тагиева. 17 марта вечером мы все явились на пароход Русско-Кавказского общества, чтобы поехать обратно в Ленкорань. После 2-го гудка нам объявили, что Исполнительный Комитет распорядился не отпускать пароход в море. Тогда Асадуллаев, я и несколько других всадников сошли из парохода и отправились на Петровскую площадь. Не успели мы отойти шагов 30-40 от пристани как со всех сторон с прилегающих к площади улицы, с крыш домов открыли по нашей группе ружейный и пулеметный огонь. Стреляли солдаты Армянского полка и другие солдаты. Во время этой стрельбы меня ранило в обе ноги. Сначала меня перенесли на пароход, где сделали перевязку, а на другой день перевезли в лечебницу Глаз и Кагана, где доктор Финькелынтейн мне ампутировал правую ногу. Когда я лежал в лечебнице, туда явились трое армян, которые увезли с собою лежавших со мною двух мусульман. У одного из них они предварительно взяли 1000 руб. Меня они не тронули по просьбе сиделок и врачей, как безногого. В это же время ограбили мою квартиру, но жену и мать не тронули, так как жена караимка, а мать выдали за горскую еврейку. Деньгами и вещами меня ограбили тысячи на семьдесят. Потом уже сапожник Исаак Багдасаров рассказывал мне, что в ту ночь, когда меня ранили, и он, и все армяне оцепили весь город и вышли на улицы вооруженными по заранее отданному приказанию партии «Дашнакцутюн».

I.R. Армянские бандиты не щадили даже раненых и больных мусульман. Как после этого кто-то смеет говорить, что жертвы мартовских событий были убиты в бою. Воистину, об армянской пропаганде можно сказать словами Геббельса - Чем чудовищнее ложь, тем скорее в неё поверят. I.R.

В последствии я с женой ходил к Чрезвычайному Кавказскому Комиссару Шаумяну с просьбой распорядиться о возвращении мне вещей, оставленных на пароходе. Он мне сказал: «Теперь вы нам не нужны. Ступайте, куда хотите. Надо было вас всех убить раньше».

I.R. А вот и правда о рыцаре революции кристальном во всех отношениях большевике-интернационалисте Степане Шаумяне. Перед нами предстаёт образ распоясавшегося армянского националиста, который наконец дорвался до власти, дабы воплощать в жизнь вековую мечту армянского народа - убивать инородцев и в первую очередь мусульман. R.I.

Прочитано. Мамед Алиев (подпись).

Председатель комиссии: Алек. Хасмамедов (подпись).

Члены Чрезвычайной Следственной комиссии: А. Клуге,

Мамед Хан Текинский (подписи).

ГАППОД, ф. 277, оп.2, д.13, л.26-27

I.R. В качестве интерлюдии к нашему повествованию хочу рассказать о событии, которое хотя и несколько разнесено с Баку марта 1918 г. по времени и расстоянию, но связано с нашей темой самым непосредственным образом. Речь идёт об акте геноцида 25 апреля 1918 г. в мусульманском селе Субатан на востоке Карсской области, которая вот-вот станет Юго-Западной Кавказской демократической республикой. Так вот, на эту суверенную территорию вторглись армянские бандиты. Они согнали 750 жителей села, единственная вина которых состояла в том, что они были турками и мусульманами, и после изощрённых пыток убили всех. Диким апофеозом этой бойни был момент, когда по свидетельствам очевидцев армянские головорезы собрали всех 257 детей в центре села на улице Тыптып и казнили их жесточайшим образом. Истошные детские вопли до сих пор стоят в ушах выживших поселян, по показаниям которых депутат милли меджлиса (парламента) Азербайджана Ганира Пашаева сняла фильм о Субатанской трагедии (к сожалению я располагаю ссылкой на его версию только на тюркском языке).

Отметим, что в период 25 апреля - 10 мая 1918 года там же, в Карсе, за эти 15 дней армянские банды учинили кровавую резню в селениях Иланлы, Гарагаш, Дяряджик, Тякмяли и других, где проживали тюрки и курды. Убийцы из армянской террористической организации «Дашнакцутюн» казнили несколько тысяч мирных жителей, причем, по некоторым данным, армянские фашисты старались не тратить зря патроны: большинство жертв были сожжены заживо или зарублены топорами. Излюбленным армянскими палачами методом казни было сбрасывание живых людей после пыток в глубокие колодцы и заваливание сверху тяжёлыми камнями.

В докладе члена «Дашнакцутюн» Аслама Вахрама, написанного в 1920 году в Новом Баязете, он «хвалится» тем, как уничтожал тюркское население: «Я уничтожил турецкое население в Басаркечаре (там находились азербайджанские села – Р.Г.), не разбираясь ни в чем. Но иногда жалеешь пули. Самое верное средство против этих собак - это то, чтобы после боя собрать всех уцелевших, переполнить колодцы ими и сверху добить тяжелыми камнями, чтобы их не стало больше на свете. Я так и поступил: собрал всех мужчин, женщин и детей и покончил с ними, заполнив камнями колодцы, куда они до этого были мною брошены...».

Итак, что мы имеем. Стоило развалиться Российской империи, и армяне получили независимость, молодая армянская Араратская республика как бешеная собака накинулась на всех соседей - в марте на Азербайджан, в апреле на Карс, в декабре на Грузию. Прошёл почти век с того времени, но стоило развалиться уже Советскому Союзу и вновь Армяне напали на Азербайджан и грозят нападением Грузии. Что это - роковое совпадение или тотальная неспособность армянского народа к созданию собственного государства? Пока эта публика живёт в составе сильной империи - Византийской, Османской или Российской - их присутствие ещё более-менее терпимо. Но стоит этой империи ослабнуть, как собака срывается с цепи и начинает кусать всех вокруг. R.I.

Документ № 5

Протокол допроса

1918 г. декабря 5-го дня. Город Баку. Чрезвычайная Следственная Комиссия при Азербайджанском Правительстве допрашивала нижепоименованного в качестве потерпевшего и он, предваренный о содержании 307 и 443 ст. Уст. Угол. Су до пр., показал:

Мир Абдул Азиз Сеидов, 21 год, живу в гор. Баку, на Заведенской ул, в д. № 13

В марте сего года, когда армянами производились насилия над мусульманами, я состоял вольноопределяющимся в Конном Татарском полку, квартировавшемся в Ленкорани, но находился в служебной командировке в Баку. Когда в воскресенье, 18 марта, под вечер, началась перестрелка, я схватил винтовку и отправился в окопы, бывшие на Николаевской улице возле дома мусульманского благотворительного общества «Исмаилие». На нас наступали перебежками армянские солдаты. В окопе я просидел два дня, а на третий день перебрался на другой окоп, вырытый на месте скрещения Садовой и Николаевской улиц. Этот окоп обстреливался ружейным огнем со стороны Набережной улицы; кто стрелял, я не видел. Затем я перебрался в окоп на углу Заведенской и Кладбищенской улиц, где меня обстреливали пулеметным огнем с крыши дома Тараева. Среди нападавших на нас на Николаевской улице я увидел студента Паповьяна. После заключения перемирия я обходил город, разыскивая убитых родственников. В это время мне пришлось видеть множество обезображенных мусульманских трупов. Видно было, что мусульман бесчеловечно мучили, истязали и всячески издевались над ними. Так, например, я видел трупы мусульман, брошенных в бане «Фантазия» в кипящую воду, у них были обожжены кости и жилы, а мягкие части отпали. Видел трупы детей со вскрытыми животами, а также труп женщины с грудным ребенком со вскрытым животом. Попадались трупы с отрезанными руками или ногами. Один труп выделялся синим цветом лица и сильно раздувшейся головой; я вынес впечатление, что покойного живым повесили за ноги. Три трупа я видел с веревками на шее. Большинство трупов были раздеты.

I.R. Т.е. у несчастных армянские бандиты отбирали не только жизнь, но и последние крохи имущества. Армяне бережливая нация, такая же бережливая как немцы, которые при Гитлере у своих жертв перед смертью вырывали даже золотые зубы, а у женщин срезали ещё и длинные волосы - в хозяйстве всё пригодится. R.I.

27 марта я уехал из Баку. В мое отсутствие из гаража доктора Ахундова матросами были уведены (реквизированы) мои две мотоциклетки и полный комплект шин и камер к ним, общею стоимостью в 4.000 руб., а по теперешним ценам в 24.000 руб.

Прочитано. Сеидов (подпись).

Член комиссии: А. Клуге (подпись).

ГАППОД, ф.277, оп.2, д.14, л.24-24 об.


 
Ingvar Ruricson добавил 19.06.2013в раздел «Общество».
   118
 

Комментарии

 
 

Avatar88
Как шакалы, армянские бандиты убивали безоружных и задержанных. Между тем Крепость, где оборонялись вооружённые люди, трусливые шакалы взять так и не смогли. Тогда они прибегнули к своему излюбленному оружию - хитрости. Заключили формально мир, а сами начали планомерное истребление безоружного мусульманского населения....
 
 
 

Ingvar Ruricson
Прекрасные иллюстрации к серии моих статей, уважаемый Аватар88. Древние стены не раз выручали азербайджанцев в прошлом. Много душ спасли они для Аллаха и в 1918 г., когда чёрная сила попыталась уничтожить правоверных.
 
 
 

Avatar88
настоящего честного русского человек , о котором говориться в классической русской истории..., честно для меня очень сложно понять как вы смогли пронигнуть в суть этих событий..., во времена Российской империи и даже СССР эти темы были под запретом...интернациализм понимаете ли...нельзя....!? Желаю вам багополучия и удачи в вашей трудной и неравной борьбе...

Картина дня

наверх