На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кровь не вода ― вода подороже будет…

Сегодня я хочу посвятить ваше время вопросам Средней Азии. Казалось бы на фоне льющейся в Сирии крови проблемы среднеазиатской действительности, кажутся мелкими и несущественными. Но это не так, потому что там, как в котле с герметично закрытой крышкой, зреют противоречия, которые в определённый момент вырвутся наружу огненным вихрем, и тогда уже поздно будет причитать. Средняя Азия располагается не где-то там, на краю света, а здесь рядом, в мягком подбрюшье России, и, боюсь, одними причитаниями нам не ограничится. И ждать такого драматического развития событий, если ничего не делать, осталось, судя по резкому выступлению президента Узбекистана Ислама Керимова, недолго,

 

shutterstock_257645149-pic905-895x505-19050.jpg

http://img.gazeta.ru/files3/1/7816001/shutterstock_257645149-pic905-895x505-19050.jpg

 

Люди гибнут за металл, за металл! ― эта ария Мефистофеля из оперы Гуно “Фауст” в Средней Азии звучит иначе ― Люди гибнут за воду. Во всяком случае именно так выглядело обращение президента Узбекистана к главам прилежащих и не только государств, а также мировому сообществу. В Центральной Азии может начаться война, если Кыргызстан при помощи России продолжит строительство гидроэлектростанций на трансграничных реках. Об этом предупредил президент Узбекистана Ислам Каримов. Вообще, контроль за водными ресурсами в республиках Средней Азии может привести к полномасштабной войне. Нужна согласованная позиция по энергетическим проектам на реках, протекающих по территории Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана,Туркменистана. Сообщение об этом разместила на своем официальном сайте пресс-служба президента Узбекистана Ислама Каримова.

 

Планируемый каскад ГЭС оставит арыки без воды, а Аральское море высохнет. Если Узбекистану не будет хватать воды, это снизит урожай овощей, фруктов, орехов, идущих на экспорт в 43 страны мира, в том числе в такие удаленные, как Малайзия, Сингапур, Вьетнам. Ежегодно Узбекистан производит около 15–18 млн тонн плодоовощной продукции — это примерно $1,5 млрд, или 10% его экспорта. В то же время соседи, а это, в данном случае Кыргызстан, положат в карман миллиарды долларов за электроэнергию, выработанную из гидроресурсов, т.е. воды, которую Аллах дал для пользования всем людям. Когда всё это происходило в рамках единой страны, то баланс как-то удавалось поддерживать, но теперь… Каримов считает, что водно-энергетические проблемы в Центральной Азии в будущем «могут усугубиться до такой степени, что вызовут не только серьезное противостояние, но даже войны».  Он не раз призывал вмешаться в ситуацию ООН и «проводить всестороннюю международную экспертизу, прежде чем начать возводить или подписывать с какими-то великими государствами документы о строительстве ГЭС».

 

«Великое государство» — это намек на Россию, а страна, подписывающая договоры без международной экспертизы и согласия стран-соседей, — это Кыргызстан. Именно в адрес России и Кыргызстана адресована филиппика уважаемого узбекского лидера Ислама Каримова. Российские компании, не вдаваясь в тонкости процесса, действуют по принципу: дают ― бери, не понимая или не желая понимать, что вода в данном регионе это ценность гораздо большая, чем электроэнергия и даже жизнь. Для них строящиеся электростанции это всего лишь освоение гидроресурсов региона, а дальше, хоть трава не расти.

 

И не растёт. Воды в этом регионе хронически не хватает уже сейчас. На этой неделе Кыргызстан в 20 раз сократила подачу воды из Джалал-Абадский области в Наманганскую область Узбекистана, сообщило информагентство 12news.uz. Пострадали кыргызский Актам и узбекский Октом — ранее единый населенный пункт, через который после развала СССР проходит госграница. Поливную воду получают из ирригационного канала Кош-Терек. Кыргызская сторона объясняет сокращение подачи воды так: «У самих поля сухие». Однако на узбекской стороне считают, что вода не подается намеренно, кыргызские власти «просто шантажируют соседей», учитывая далеко не ангельские отношения между странами.

 

Узбекистан выступает против несогласованного строительства ГЭС в Центральной Азии еще и потому, что это может иметь экологические последствия. И не только для Узбекистана, но и для соседних стран, для акватории Аральского моря. В сентябре этого года проблемы Арала обсуждались на саммите ООН.  За последние 50 лет площадь акватории Аральского моря сократилась более чем в четыре раза, объем воды уменьшился в десять раз, в несколько раз возросла его минерализация.  Пустыня в Приаралье расширяется, констатировали эксперты. Ветер ежегодно поднимает до 75 млн тонн пыли и соли, которые уже обнаружены в Европе и даже в Антарктиде.

 

Поэтому Узбекистан категорически возражает против строительства каскада гидроэлектростанций Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. В выигрышном положении всегда оказываются сопредельные государства, находящиеся у истоков высокогорных рек. Они используют свои водные ресурсы как рычаг давления в спорах с теми государствами, которые расположены ниже по течению. У истоков большинства крупных горных рек расположен, например, Кыргызстан, а Узбекистан и Таджикистан — ниже. Если построить Камбаратинскую ГЭС, это приведет к нехватке поливной воды в Узбекистане и Таджикистане, арыки обмелеют, считает глава Узбекистана.

 

Россия и Кыргызстан подписали соглашение о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС еще в 2009 году, но строительство было приостановлено. Решение возобновить проект на паритетной основе было принято в 2012 году. Одна только Камбаратинская ГЭС может вырабатывать 4,4 млрд кВтч электроэнергии в год. Для возведения объекта требуется не менее $2 млрд, срок окупаемости — 15 лет. Каскад сможет покрывать потребности в электроэнергии Кыргызстана и снабжать соседей. Так Казахстан выражает заинтересованность в строительстве ГЭС, но он географически далёк от водных проблем соседей, а электроэнергия ему нужна.

 

Но большинство соседей против строительства. Кроме Узбекистана открыто выступает против Таджикистан. Республики не могут договориться между собой, а официальная Москва тоже не форсирует события. В подвешенном состоянии остается также строительство Рогунской ГЭС мощностью 3,6 тыс. МВт на реке Вахш в Таджикистане. В этой проблеме есть мощная политическая составляющая: Кыргызстан — член Евразийского экономического союза, а лидер Узбекистана Ислам Каримов не раз заявлял, что его страна никогда не войдет в объединения «наподобие бывшего СССР» и больше не допустит размещения на своей территории военных баз иностранных государств.

 

О последней проблеме мы поговорим подробно в последующих статьях цикла, а пока нужно широкое согласование режимов водопользования на международном уровне, с участием ООН и/или других транснациональных инструментов. Вот только мировое сообщество считает, что раз Средняя Азия входит в зону исключительного влияния России, то значит и заниматься этими вопросами должен Кремль. А Москва не желает этого делать, ссылаясь на независимый статус вновь образованных государств. В результате, воз и ныне там, а вернее положение медленно, но верно скатывается к пропасти, падение в которую чревато катастрофой.

 

Для чего я обратил Ваше внимание на эти вопросы, дорогие мои читатели. Азербайджан, во всяком случае его восточная часть по менталитету, как мне показалось, тяготеет к Средней Азии. Кроме того, узбеки и кыргызы это братские нам тюркские народы, и мы заинтересованы, чтобы в Средней Азии эти народы, а также казахи, туркмены и таджики чувствовали себя комфортно, все без исключения. А для этого стоит прислушаться к мудрости президента Ислама Каримова, потому что, как говорят на Востоке, в войну очень легко погрузиться, но очень трудно выбраться.

 

Призвал Ингвар Рюриксон


Опубликовано 19 Октября 2015 14:27 http://vesti.az/news/267818 КРОВЬ НЕ ВОДА ― ВОДА ПОДОРОЖЕ БУДЕТ…

Картина дня

наверх