На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

1. Забытая война

358
 

1. Забытая война

http://smi2.ru/IngvarRuricson_gmail_com/c1586350/?inv=250062...

Сегодня я хочу начать цикл статей, посвящённых малоизвестной даже в Закавказье и вообще неизвестной за его пределами широкой публике странице истории. Речь пойдёт об Армяно-Грузинской войне. Да-да, я не оговорился, не об Армяно-Азербайджанском конфликте добрых христиан с кровожадными мусульманами, а о пролитии единоверной христианской грузинской крови армянскими агрессорами. В качестве путеводителя мы будем использовать очень хорошую книжку Гурама Мархулия “Армяно-Грузинские взаимоотношения в 1918-1920 годах”. Хорошую, потому что автором является христианин, авторитетный грузинский историк, доктор исторических наук, профессор Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили, и стандартное армянское обвинение в конфессиональной предвзятости, выдвигаемое против тюркских авторов, здесь неприменимо. Верные своему принципу мы приведём текст первоисточника целиком, сопровождая его своими комментариями в обрамлении операционных скобок I.R. - R.I.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ ДАШНАКОВЦЕВ И ОКТЯБРЬСКИЙ

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ 1918 ГОДА МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И ГРУЗИЕЙ

4 июня 1918 года в Батуми был подписан договор мира и дружбы между Императорским Оттоманским правительством и Правительством Грузии и Армении, после чего Турция официально признала независимость Грузии и Армении.

I.R. Развал Российской империи в процессе продолжающейся Первой мировой войны переложил обязанности стороны конфликта на вновь образованные на развалинах России республики. Поэтому при окончании войны они должны были подписывать мирные договора с Турцией. R.I.

Вскоре 5 июня 1918 года на заседании правительства Грузии был заслушан доклад военного министра г. Гиоргадзе «о положении дел в Борчалинском уезде и о необходимости выяснения границ грузинского государства». После доклада министра, правительство приняло следующее постановление: «Для охраны ныне существующих границ поручить военному министру и министру внутренних дел выставить вооруженные силы на границах уездов Борчалинского, Сигнакского и Тифлисского, для детального же выяснения границ образовать комиссию».

I.R. Здесь следует немножко просветить неподготовленного читателя в хитросплетениях закавказской политики после развала Кавказского фронта Первой мировой войны да и самой Российской империи. Три республики Грузия, Армения и Азербайджан не сразу обрели независимость. Абсолютно добровольно они ещё пытались сохранить единство уже без России, образовав Закавказскую демократическую федерацию, возглавляемую Закавказским сеймом - представительный и законодательный орган государственной власти в Закавказье, созванный Закавказским комиссариатом вТифлисе 10 (23) февраля 1918 года (здесь и далее в скобках указаны даты по новому стилю). О том, что Тифлис это старое название столицы Грузии Тбилиси, думаю, все знают.

Состоял Сейм из членов Всероссийского Учредительного собрания, избранных от Закавказья, и представителей политических партий Закавказья. Председатель — грузинский социал-демократ (меньшевик) Н. С. Чхеидзе. В декларации Закавказского комиссариата от 18 ноября (1 декабря) 1917 год указывалось, что он будет действовать «лишь до созыва Всероссийского учредительного собрания, а в случае невозможности его созыва … до съезда членов Учредительного собрания от Закавказья и Кавказского фронта».

Справедливости ради следует признать, что руководители Закавказской Демократической федерации не желали распада Российской империи и до последнего пытались сохранить единое государство, что и было ими продекларировано. Последнее означает, что и закавказские народы, все без исключения не желали отделения от России, раз их лидеры открыто, не таясь провозгласили новую власть в качестве вынужденной меры по борьбе с анархией вплоть до созыва Всероссийского учредительного собрания, которое должно было легитимно принять властную эстафету у Закавказской Демократической федерации. Что бы сейчас ни говорили новые власти независимых республик, данная ситуация в корне отличалась от положения 1991 года, когда устремления парламентов и народов СССР носили ярко выраженный национально-освободительный характер.

5 (18) января 1918 года в Петрограде было созвано Всероссийское учредительное собрание, большинство которого составили представители социал-демократов (меньшевиков) и социалистов-революционеров (эсеров). Депутаты из числа меньшевиков и эсеров отказались признать Советскую власть и декреты II Всероссийского съезда Советов, из-за чего левые эсеры и социал-демократы (большевики) покинули Учредительное Собрание. По этой причине ВЦИК принял декрет о роспуске Всероссийского Учредительного Собрания. Его члены, избранные от единого Закавказского избирательного округа, вернулись в Закавказье, где 12 (25) января 1918 года в г.Тифлисе Закавказский комиссариат, обсудив вопрос о политическом положении, принял решение о созыве Закавказского сейма как законодательного органа Закавказья.

10 (23) февраля 1918 года в Тифлисе прошло первое заседание Сейма. Наиболее многочисленные фракции:

● Социал-демократическая фракция ( меньшевиков) — 32 члена;

● Мусульманская фракция (мусаватисты и беспартийные) — 50;

● Дашнакская фракция — 27.

Ситуация на Южном Кавказе в 1918 году (нажать для обзора в большом размере)

За две недели до созыва Закавказского сейма турецкие войска, естественно воспользовавшиеся развалом Кавказского фронта, начали крупномасштабное наступление на Эрзерумском, Ванском и Приморском направлениях, с тем чтобы вернуть турецкие территории, отторгнутые Российской империей. Практически сразу ими был занят Эрзинджан, а 11 (24) февраля — Трапезунд.

На первом же заседании Закавказского сейма развернулась горячая дискуссия по вопросу о независимости Закавказья и отношениях с Турцией ввиду развернувшегося турецкого наступления. Дашнакская фракция предложила в отношениях с Турцией — настаивать на самоопределении Западной Армении, как армянские националисты называли исконно турецкие территории вокруг Эрзерума, Вана и Трапезунда, где армяне ни на одном клочке земли никогда не составляли большинства населения.

Кстати по поводу Трапезунда у грузин есть мнение, что это их земли, потому что во времена царицы Тамар в XII веке они входили в состав Грузинского царства. Судя по обычаям, национальным костюмам и танцам, которые приведены в туристических проспектах, эти претензии не беспочвенны. В любом случае к армянам эти территории никакого отношения не имели.

Азербайджанская делегация, ощущая постоянное территориальное давление Армении и видя реальную угрозу геноцида со стороны армянских вооружённых формирований, выступила за немедленное заключение мира с Турцией, которая одна могла защитить мирных тюрок Закавказья. Грузинская сторона в основном поддержала азербайджанцев в вопросе о провозглашении независимости Закавказья и заключении самостоятельного договора с Турцией, поскольку у Закавказской федерации просто не было сил для военного противостояния Турции.

В связи с упорной позицией армянской фракции вопрос о провозглашении независимости был временно отложен. Что касается позиции Закавказья на будущих переговорах с Турцией о мире, то после длительного обсуждения Сейм принял следующую резолюцию:

1. В создавшихся условиях Сейм считает себя полномочным заключить договор с Турцией;

2. Начиная переговоры с Турцией, Сейм преследует цель заключить окончательное перемирие;

3. Договор о мире должен быть основан на принципе восстановления русско-турецких границ 1914 года, к моменту начала войны;

4. Делегация должна попытаться приобрести для народов Восточной Анатолии права на самоопределение, в частности — автономию для армян в составе Турции.

Пока в Сейме шло согласование позиций, 6 марта (21 февраля) турки овладели Ардаганом. 12 марта (27 февраля) началось отступление армянских войск из Эрзерума. С падением Эрзерума турки фактически вернули контроль над всей так называемой Западной Арменией, так что предложения Дашнаков во многом потеряли актуальность.

8 марта (23 февраля) делегация Закавказского сейма, возглавляемая А. Чхенкели, прибыла в Трапезунд, где её несколько дней продержали на корабле, не разрешая сойти на берег ввиду отсутствия турецкой делегации. Мирная конференция началась лишь 1 (14) марта.

Несколькими днями ранее Турция подписала Брестский мир с Советской Россией. Согласно ст. IV Брестского мирного договора и русско-турецкому дополнительному договору, Турции передавались не только территории так называемой Западной Армении, но и населённые грузинами и армянами области Батума, Карса и Ардагана, аннексированные Россией в результате Русско-турецкой войны 1877—1878. РСФСР обязывалась не вмешиваться «в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов», восстановить границу «в том виде, как она существовала до русско-турецкой войны 1877—78 года» и распустить на своей территории и в «оккупированных турецких провинциях» (то есть в так называемой Западной Армении) все армянские добровольческие дружины.

На примере этих событий видна вся глубина пропасти предательства большевиками интересов русского и остальных российских народов. Нацию фактически лишили плодов многотрудной победы не только в Первой мировой войне, но и в ряде конфликтов на протяжении нескольких предшествующих поколений. Красные в маниакальном стремлении к власти нанесли удар в спину собственному народу, плюнули на могилы предков и растоптали блестящее наследие, потом и кровью доставшееся им от предшественников. В этом отношении ельцинская камарилья в точности повторила историческую тропку, проторенную большевистскими изменниками.

На ход Трапезундских переговоров решающее влияние оказало соотношение сил в регионе: Турция, только что подписавшая на выгоднейших условиях мирный договор с Россией и уже фактически вернувшаяся к границам 1914 года, потребовала от закавказской делегации признать условия Брестского мира. Закавказская делегация, претендуя на самостоятельность и отвергая Брестский договор, рассчитывала заключить сепаратный мир с Турцией на более выгодных условиях — восстановление государственных границ 1914 года и самоопределение для Восточной Анатолии в рамках турецкой государственности.

Исходя из военного превосходства, турецкая сторона отказалась даже обсуждать эти требования. Уже на этом этапе вскрылись серьёзные разногласия между национальными партиями Закавказья по вопросу о том, какие территории Закавказье могло бы уступить Турции. Когда же руководитель закавказской делегации А. Чхенкели 23 марта (5 апреля), учитывая продолжающееся наступление турецких войск, выразил готовность пойти на компромисс как в территориальном вопросе, так и вопросе о судьбах турецких армян, турецкая делегация предъявила один за другим два ультиматума с требованием признать Брест-Литовский договор и провозгласить независимость Закавказья.

Полученное наконец согласие уже не удовлетворило турок, которые, видя всё ухудшающееся положение азербайджанских тюрок перед лицом армянской агрессии, были намерены перейти русско-турецкую границу 1877—78 годов и перенести военные действия вглубь Закавказья. Сейм прервал переговоры и отозвал делегацию из Трапезунда, официально вступив в войну с Турцией. При этом представители азербайджанской фракции в Сейме открыто заявили, что в создании общего союза закавказских народов против Турции они участвовать не будут, учитывая их «особые религиозные связи с Турцией».

Тем временем 1 (14) апреля турки без боя заняли Батум, захватив в плен часть оборонявших его грузинских войск. Стало известно, что к наступающим присоединились мусульмане Аджарии и Ахалциха. Грузинские части были вынуждены под натиском регулярной турецкой армии отступать, даже когда турки заняли грузинские территории — Гурию и Озургети — и вышли на подступы к Карсу.

На заседании Закавказского сейма 22 (9) апреля после бурных дебатов, несмотря на противодействие армянской делегации, которая не желала расставаться со своими территориальными амбициями по отношению к Турции, было принято решение провозгласить Закавказье «независимой, демократической и федеративной республикой». Как заявил в своём обращении к грузинским меньшевикам член армянской делегации эсер Туманян, «Для вас должно быть ясным, что в настоящих условиях провозглашение независимости Закавказья не что иное, как стать рабом Турции. Независимое Закавказье не только не принесет мира с Турцией, не только не улучшит наше положение, но и наденет на нас цепи рабства». Как всегда, армяне пребывали в твёрдой уверенности, что плохо для Армении - плохо для всех. Грузинская делегация, однако, рассматривала провозглашение независимости от России, которая была по горло занята собственными революционными проблемами и не могла, да и не желала оказать сколь-нибудь действенной помощи своим закавказским вассалам, как возможность достижения соглашения о мире с Турцией.

На том же заседании была принята отставка Закавказского комиссариата Е. П. Гегечкори. Новое правительство Закавказья было поручено сформировать А. И. Чхенкели.

Новое правительство направило закавказским войскам, занимавшим позиции в районе Карса, приказ о заключении перемирия. Командующий армянским корпусом генерал Назарбеков приказал командиру 2-й дивизии полковнику Силикову и начальнику крепости Карса генералу Дееву прекратить военные действия и начать переговоры с турками об установлении демаркационной линии. Командующий турецкими войсками на запрос армянской стороны о прекращении огня потребовал до начала переговоров вывести армянские войска на значительное удаление от крепости и дать возможность турецким войскам беспрепятственно войти в город.

Ввиду безнадёжности сопротивления превосходящим силам противника, из Тифлиса войскам федерации, преимущественно армянского происхождения, поступил приказ немедленно прекратить военные действия и принять условия турецкой стороны. 25 (12) апреля войска Закавказской федерации покинули Карс. В 9 часов вечера в Карс вошла 11-я турецкая дивизия. Несмотря на то, что закавказское правительство выполнило все требования турецкой стороны, турки продолжили наступление, и армянская дивизия под их натиском отступала к Александрополю.

Несмотря на резкие протесты Армянского национального совета и отставки армянских представителей в правительстве Чхенкели в связи со сдачей Карса, Чхенкели остался на своём посту и начал готовиться к новым переговорам с Турцией. Мирная конференция открылась в Батуме 11 мая(28 апреля)1918 года.

Переговоры, продолжавшиеся в Батуми с 11 по 26 мая, выявили острые внешнеполитические разногласия между Национальными советами Грузии, Армении и Азербайджана, что в конце концов привело к созданию отдельных национальных государств.

Видя негативное развитие ситуации в Азербайджане, где совершенно распаясались армянские вооружённые банды, и стремясь прекратить геноцид азербайджанского единоверного мусульманского населения, Турция на переговорах была вынуждена предъявить ещё более тяжёлые условия, чем предусматривал Брест-Литовский договор, — Закавказье должно было уступить Турции две трети территории Эриванской губернии, Ахалцихский и Ахалкалакский уезды Тифлисской губернии, а также контроль над Закавказской железной дорогой. Турецкие войска всеми силами пытались проделать безопасный коридор до Азербайджана, чтобы выручить мирное мусульманское население из лап армянских бандитов, спасти азербайджанцев от угрозы тотального истребления на собственной родине.

В этой ситуации Национальный совет Грузии обратился за помощью и покровительством к Германии. Германское командование охотно откликнулось на это обращение, поскольку Германия ещё в апреле 1918 подписала с Турцией секретное соглашение о разделе сфер влияния в Закавказье, согласно которому Грузия и без того находилась в сфере влияния Германии. Германские представители посоветовали Грузии незамедлительно провозгласить независимость и официально просить Германию о покровительстве. 24-25 мая 1918 года на заседании исполкома Национального совета Грузии это предложение было принято. Там же было решено впредь именовать Национальный совет Грузии парламентом Грузии. 25 мая германские войска высадились в Грузии.

Из-за авантюрной политики армянских властей 13 (26 мая) 1918 года Закавказский сейм объявил о самороспуске. В решении Сейма говорилось: «Ввиду того, что по вопросу о войне и мире обнаружились коренные расхождения между народами, создавшими Закавказскую независимую республику, и потому стало невозможно выступление одной авторитетной власти, говорящей от имени Закавказья, Сейм констатирует факт распадения Закавказья и слагает свои полномочия».

Перед угрозой тотального уничтожения азербайджанского народа в надежде на скорейшее заключение защитительного договора с единоверной Турцией Временный Национальный Совет мусульман Закавказья уже через два дня 15 (28) мая ещё в Тифлисе провозгласил создание Азербайджанской демократической республики, 26 мая (8 июня) была провозглашена Грузинская демократическая республика, армянская Араратская (Эриваньская) республика была провозглашена 28 мая (10 июня).

Таким образом, на момент провозглашения границы между новыми национально-государственными образованиями не были твёрдо установлены. Этим и воспользовались армянские экспансионисты. R.I.

За сим мы прерываем наше повествование и завершаем первую часть рассказа об Армянской агрессии против единоверной Грузии.


 
118 
Ingvar Ruricson добавил 27.05.2013в раздел «Общество».
   698

Картина дня

наверх